Как технологии помогают справиться с нехваткой кадров в ритейле

Как технологии помогают справиться с нехваткой кадров в ритейле

15-08-2019

Линейный персонал в компаниях обычно занимает около 80% от всего штата. Именно эта категория работников сферы розничной торговли более всего подвержена эмиграции: продавцы-консультанты, кассиры, экспедиторы… По различным данным, более 7 миллионов украинцев работают за границей, из них 3 — на постоянной основе. Как видим, украинский ритейл в настоящий момент переживает дефицит кадров.

Стоимость рабочей силы ежегодно увеличивается, а число соискателей, напротив, уменьшается. Треть украинских предпринимателей считают нехватку квалифицированных кадров главным фактором, который сдерживает развитие их бизнеса. В таких условиях ритейлеры вынуждены все больше прибегать к помощи технологий, направленных на улучшение продаж и сервиса с минимальным участием персонала. О том, как и какие технологии чаще всего используются, вы узнаете из этой статьи.

Кассы самообслуживания

Self-checkout кассы и подобные им системы самообслуживания одинаково хорошо прижились как в крупных супермаркетах и гипермаркетах, так и в мелких розничных магазинчиках. Их рынок постоянно развивается и растет примерно на 10% в год. Первыми в Украине кассы самообслуживания начали устанавливать Велмарт и Велика кишеня — в мае 2013. По утверждениям руководства, такие решения окупают себя примерно через год, хотя изначально стоят раз в 6-8 дороже, чем обычные кассы.

Кассы самообслуживания позволяют покупателям самим сканировать выбранные товары, упаковывать их и оплачивать предпочитаемым способом. Для многих это оказалось более удобным и быстрым, чем стоять в очереди к кассиру. Таврия В тестировала такие кассы в 2015 году в ТЦ Вузовский, после чего установила их в других своих торговых точках в Одессе и по Киеву. В 2017 году их стала использовать и торговая сеть NOVUS.

«Умные» ценники

Можно долго перечислять преимущества электронных ценников над обычными:

  • они позволяют менять цены на товары в магазине за считанные минуты;
  • упрощают проведение различных акций и маркетинговых мероприятий;
  • это хорошая экономия денег на материалах и на работе персонала;
  • улучшение программ лояльности и создание индивидуальных предложений;
  • отсутствие ошибок с ценами, которые связаны с человеческим фактором;
  • более эффектная презентация товаров и привлечение внимания;
  • подсказки о товарах, дополнительные продажи сопутствующих товаров и т.п.

Спрос на электронные ценники во всем мире неуклонно растет. Это связано с потребностью в более экономичной и эффективной альтернативе обычным ценникам, а также с активными процессами автоматизации, которым подвержен современный ритейл.

Почтоматы для выдачи онлайн-заказов

В Украине только 6 из 25 интернет-магазинов предлагают покупателям забирать покупку через почтомат ПриватБанка. Свою сеть почтоматов с 2016 года развивает и Нова пошта. Клиенты Walmart, например, уже пользуются системой Click & Collect: вводят на терминале номер заказа, сканируют присланный штрих-код и получают свою покупку. 

В Великобритании первопроходцем стала сеть Asda, после чего роботизированные автоматы для выдачи онлайн-заказов стали устанавливать и другие крупные ритейлеры. Например, компания Zara, запустившая собственный киоск самообслуживания.

Складские платформы с роботами

https://www.youtube.com/watch?v=iogFXDWqDak

В то время, как другие мировые онлайн-ритейлеры терпят колоссальные убытки из-за растущей интенсивности товарооборота, в Amazon проблему складской логистики решают более 100000 специальных роботов. Но даже они в 2017 году потеряли на хранении и доставке товаров около $7 млрд.

Amazon с помощью автоматизации процесса смогли достичь многократного сокращения рабочего цикла на своих складах  — с одного часа и более до всего лишь 15 минут! Кроме того, складские роботы сократили на 20% затраты по содержанию помещений, а также позволили вдвое увеличить количество обслуживаемого на одном складе товара.

В прошлом году сайты Alibaba насчитали порядка 267 миллионов оформленных заказов после распродажи 11 ноября. Единственный выход справиться с такими объемами — это полная технологическая модернизация складской платформы с диджитализацией и роботизацией. 

Автономные магазины без кассиров и продавцов

В США уже успешно работают полностью автоматизированные магазины Amazon Go, которые следят за всеми действиями посетителей при помощи сотен датчиков и камер. Конкуренцию им составляют магазины Project Kepler, принадлежащие Walmart и работающие по схожей схеме: товары в корзине сканируются программой и оплачиваются автоматически.

«Переплюнуть» Amazon и Walmart взялся крупный китайский интернет-ритейлер JD.com, который объявил о планах открыть по всему Китаю сотни собственных автоматизированных магазинов 7Fresh. Первый такой магазин уже открылся в пекинском ТЦ Dazu Plaza, рядом со штаб-квартирой компании. В магазинах 7Fresh используется технология биометрических платежей и аналитика на основе Big Data. Все для того, чтобы отвечать ожиданиям требовательных, привыкшим к инновациям азиатских покупателей. В будущем JD.com также планируют:

  • снабдить свои магазины роботизированными тележками, которые будут автоматически следовать за покупателем по магазину;
  • организовать службу доставки товаров в пятикилометровом радиусе от магазинов 7Fresh — в течение получаса.

Доставка заказов беспилотными дронами

Об Amazon Prime Air уже наслышаны многие, но Amazon далеко не единственные, кто успешно инвестирует в технологии доставки грузов беспилотными летательными аппаратами. Другой гигант онлайн-ритейла, Alibaba, тоже создает свою сеть доставки воздушными дронами.

В позапрошлом году 3 дрона Alibaba Group Holding Ltd смогли доставить 12 килограмм маракуйи на остров Мэйчжоу. Пятикилометровый перелет из города Путянь в условиях сильного ветра занял у них не более 9 минут. В будущем компания планирует использовать дроны грузоподъемностью до 7 килограмм для быстрой доставки продуктов и медикаментов.

Чат-боты

Доступность смартфонов сильно повлияла на выстраивание коммуникации между брендом и его клиентами. Так же, как смартфоны во многом заменили настольные компьютеры, чат-боты теперь заменяют работу операторов колл-центра.

Рестораны, банки и логистический бизнес особенно активно пользуются преимуществами чат-ботов в мессенджерах, предпочитаемых целевой аудиторией. Чат-боты умеют многое: помогать клиентам отслеживать заказы и рассчитывать их стоимость, находить ответы на вопросы и получать любую другую актуальную информацию и т.д.

Каким бы ни был вызов времени, технологии придут на помощь — там, где это целесообразно и рентабельно. Нужно учитывать формат и специфику бизнеса, а в идеале — советоваться с профессионалами прежде, чем инвестировать в такие инновации.

 

Читайте также

О компании Компания USTOR более 15 на рынке украинского ритейла. За время своего развития фирма реализовала множество сетевых проектов в сегментах non-food ритейла Fashion, Kids, Sport, DIY и др. Собственное […]

17-08-2018

Сергей Залкин: “Ориентация на клиента и реализация его смелых идей — наш главный интерес.”

«Ustor» завершил работу по оборудованию второго этажа торгового центра «Восторг». Его открытие стало одним из самых масштабных событий на рынке харьковского ритейла за прошедший год. Заказчик поставил перед компанией задачу, […]

18-04-2015

Оборудование торгового центра «Восторг»

В последнее время все больше новостей о ритейле представляют собой: + заявления экспертов, наперебой твердящих о якобы неизбежном будущем банкротстве крупнейших представителей ритейла; + известия от какой-нибудь компании, которая тестирует очередной […]

5-02-2019

Мультиформатность — неизбежное будущее мирового ритейла?