Как технологии помогают справиться с нехваткой кадров в ритейле

Как технологии помогают справиться с нехваткой кадров в ритейле

15-08-2019

Линейный персонал в компаниях обычно занимает около 80% от всего штата. Именно эта категория работников сферы розничной торговли более всего подвержена эмиграции: продавцы-консультанты, кассиры, экспедиторы… По различным данным, более 7 миллионов украинцев работают за границей, из них 3 — на постоянной основе. Как видим, украинский ритейл в настоящий момент переживает дефицит кадров.

Стоимость рабочей силы ежегодно увеличивается, а число соискателей, напротив, уменьшается. Треть украинских предпринимателей считают нехватку квалифицированных кадров главным фактором, который сдерживает развитие их бизнеса. В таких условиях ритейлеры вынуждены все больше прибегать к помощи технологий, направленных на улучшение продаж и сервиса с минимальным участием персонала. О том, как и какие технологии чаще всего используются, вы узнаете из этой статьи.

Кассы самообслуживания

Self-checkout кассы и подобные им системы самообслуживания одинаково хорошо прижились как в крупных супермаркетах и гипермаркетах, так и в мелких розничных магазинчиках. Их рынок постоянно развивается и растет примерно на 10% в год. Первыми в Украине кассы самообслуживания начали устанавливать Велмарт и Велика кишеня — в мае 2013. По утверждениям руководства, такие решения окупают себя примерно через год, хотя изначально стоят раз в 6-8 дороже, чем обычные кассы.

Кассы самообслуживания позволяют покупателям самим сканировать выбранные товары, упаковывать их и оплачивать предпочитаемым способом. Для многих это оказалось более удобным и быстрым, чем стоять в очереди к кассиру. Таврия В тестировала такие кассы в 2015 году в ТЦ Вузовский, после чего установила их в других своих торговых точках в Одессе и по Киеву. В 2017 году их стала использовать и торговая сеть NOVUS.

«Умные» ценники

Можно долго перечислять преимущества электронных ценников над обычными:

  • они позволяют менять цены на товары в магазине за считанные минуты;
  • упрощают проведение различных акций и маркетинговых мероприятий;
  • это хорошая экономия денег на материалах и на работе персонала;
  • улучшение программ лояльности и создание индивидуальных предложений;
  • отсутствие ошибок с ценами, которые связаны с человеческим фактором;
  • более эффектная презентация товаров и привлечение внимания;
  • подсказки о товарах, дополнительные продажи сопутствующих товаров и т.п.

Спрос на электронные ценники во всем мире неуклонно растет. Это связано с потребностью в более экономичной и эффективной альтернативе обычным ценникам, а также с активными процессами автоматизации, которым подвержен современный ритейл.

Почтоматы для выдачи онлайн-заказов

В Украине только 6 из 25 интернет-магазинов предлагают покупателям забирать покупку через почтомат ПриватБанка. Свою сеть почтоматов с 2016 года развивает и Нова пошта. Клиенты Walmart, например, уже пользуются системой Click & Collect: вводят на терминале номер заказа, сканируют присланный штрих-код и получают свою покупку. 

В Великобритании первопроходцем стала сеть Asda, после чего роботизированные автоматы для выдачи онлайн-заказов стали устанавливать и другие крупные ритейлеры. Например, компания Zara, запустившая собственный киоск самообслуживания.

Складские платформы с роботами

https://www.youtube.com/watch?v=iogFXDWqDak

В то время, как другие мировые онлайн-ритейлеры терпят колоссальные убытки из-за растущей интенсивности товарооборота, в Amazon проблему складской логистики решают более 100000 специальных роботов. Но даже они в 2017 году потеряли на хранении и доставке товаров около $7 млрд.

Amazon с помощью автоматизации процесса смогли достичь многократного сокращения рабочего цикла на своих складах  — с одного часа и более до всего лишь 15 минут! Кроме того, складские роботы сократили на 20% затраты по содержанию помещений, а также позволили вдвое увеличить количество обслуживаемого на одном складе товара.

В прошлом году сайты Alibaba насчитали порядка 267 миллионов оформленных заказов после распродажи 11 ноября. Единственный выход справиться с такими объемами — это полная технологическая модернизация складской платформы с диджитализацией и роботизацией. 

Автономные магазины без кассиров и продавцов

В США уже успешно работают полностью автоматизированные магазины Amazon Go, которые следят за всеми действиями посетителей при помощи сотен датчиков и камер. Конкуренцию им составляют магазины Project Kepler, принадлежащие Walmart и работающие по схожей схеме: товары в корзине сканируются программой и оплачиваются автоматически.

«Переплюнуть» Amazon и Walmart взялся крупный китайский интернет-ритейлер JD.com, который объявил о планах открыть по всему Китаю сотни собственных автоматизированных магазинов 7Fresh. Первый такой магазин уже открылся в пекинском ТЦ Dazu Plaza, рядом со штаб-квартирой компании. В магазинах 7Fresh используется технология биометрических платежей и аналитика на основе Big Data. Все для того, чтобы отвечать ожиданиям требовательных, привыкшим к инновациям азиатских покупателей. В будущем JD.com также планируют:

  • снабдить свои магазины роботизированными тележками, которые будут автоматически следовать за покупателем по магазину;
  • организовать службу доставки товаров в пятикилометровом радиусе от магазинов 7Fresh — в течение получаса.

Доставка заказов беспилотными дронами

Об Amazon Prime Air уже наслышаны многие, но Amazon далеко не единственные, кто успешно инвестирует в технологии доставки грузов беспилотными летательными аппаратами. Другой гигант онлайн-ритейла, Alibaba, тоже создает свою сеть доставки воздушными дронами.

В позапрошлом году 3 дрона Alibaba Group Holding Ltd смогли доставить 12 килограмм маракуйи на остров Мэйчжоу. Пятикилометровый перелет из города Путянь в условиях сильного ветра занял у них не более 9 минут. В будущем компания планирует использовать дроны грузоподъемностью до 7 килограмм для быстрой доставки продуктов и медикаментов.

Чат-боты

Доступность смартфонов сильно повлияла на выстраивание коммуникации между брендом и его клиентами. Так же, как смартфоны во многом заменили настольные компьютеры, чат-боты теперь заменяют работу операторов колл-центра.

Рестораны, банки и логистический бизнес особенно активно пользуются преимуществами чат-ботов в мессенджерах, предпочитаемых целевой аудиторией. Чат-боты умеют многое: помогать клиентам отслеживать заказы и рассчитывать их стоимость, находить ответы на вопросы и получать любую другую актуальную информацию и т.д.

Каким бы ни был вызов времени, технологии придут на помощь — там, где это целесообразно и рентабельно. Нужно учитывать формат и специфику бизнеса, а в идеале — советоваться с профессионалами прежде, чем инвестировать в такие инновации.