Магазины будущего: какие преобразования могут коснуться ритейла к 2040 году

Магазины будущего: какие преобразования могут коснуться ритейла к 2040 году

6-11-2019

Трудно предугадать, каким будет мир будущего. Но перемены окружают нас уже сейчас и стремительно внедряются в нашу жизнь. 21 век меняется настолько быстро, что становится сложно уследить за всеми инновациями. Однако, отслеживание динамики изменений в сфере ритейла и дальновидные прогнозы важны для построения эффективной стратегии на рынке. Вот почему стоит задаваться такими вопросами: 

  • — Как модернизация и технологизация могут повлиять на розничную торговлю?
  • — Останутся ли магазины в том виде, в котором представлены на рынке сейчас? 
  • — Как преобразуются товарно-денежные отношения и общение с покупателями?
  • — Что в целом ожидает ритейл через 20 лет? 

 

Причем рассматривать стоит даже те варианты, которые могут казаться абсолютно невероятными на данный момент. Когда фантасты представляли мир будущего в своих произведениях, их предположения о прогрессе казались недостижимыми. Видеозвонки, часы с цветным дисплеем, мобильные телефоны, кредитные карты — мог ли хоть один из авторов представить, что его фантазии всего через век-два станут обыденностью?

Прообразы первых кредиток появились еще в 19 веке, в утопии Эдварда Беллами «Взгляд назад, 2000-1887». А спустя 63 года они действительно вошли в наш обиход и даже стали использоваться повсеместно. Сегодня пластиковые карточки можно найти почти в каждом кошельке, а электронные деньги все чаще становятся заменой для наличных купюр. Безналичные способы оплаты и создание сети интернет дали жизнь сотням тысяч интернет-магазинов. Могли ли подобные идеи воспринять всерьез и оценить их значимость в 1888 году, когда роман Беллами публиковался впервые?

Изменения затрагивают и сами потребности, и запросы потребителей. Ритейл лишь подстраивается под новые ценности и требования покупателей, а технологический прорыв становится инструментом, с помощью которого преобразуется вся картина мира продаж. Но какие запросы будут у потребителя в дальнейшем? Какие сдвиги могут произойти в торговой структуре? 

Сервис v.2020+20

Наш мир все больше наполняется технологиями и роботизируется. Вместе с тем меняется и стиль жизни, ускоряется ее ритм. Потребители все больше стараются экономить свое время и хотят получать желаемое, не выходя из дома. Это демонстрирует растущая популярность доставки и онлайн-магазинов. 

В будущем данная тенденция может привести к тому, что в магазинах исчезнет склад как таковой, а то и вовсе не окажется товаров. Покупатели будут приходить в торговые точки, чтобы с помощью роботов-помощников подобрать товар, примерить в виртуальном зеркале, или протестировать в трехмерной эмуляции. А в дальнейшем — оформить покупку онлайн и заказать ее доставку. Уже сейчас границы между реальным и виртуальным становятся все более эфемерными. И, вероятнее всего, в недалеком будущем эта тенденция лишь усилится. 

Компания стратегических рыночных исследований Euromonitor International опубликовала результаты своих изысканий, на основании которых можно делать некоторые прогнозы о возможных трансформациях ритейла в будущем.

Меняется само понятие товара

Что понимать под термином «товар»? Классическая экономическая теория дает нам следующий ответ: «Товар — это продукт труда, обладающий двумя свойствами:

  • 1. Способность удовлетворить чью-либо потребность (потребительная стоимость);
  • 2. Способность подлежать обмену на другой товар (меновая стоимость)».

 

Но мир меняется, а запросы и ожидания потребителей преобразуются вместе с ним. Способно ли классическое понимание «товара» отражать ситуацию на современном рынке? Схема товарно-денежных взаимоотношений дополнилась более широким и динамичным взаимодействием между ритейлером и потребителем. В 2019 году шопинг часто стал осуществляться без конкретной заданной цели покупки. Покупатели отправляются в магазины с желанием приятно провести время, развлечься, получить яркие впечатления и положительные эмоции. Сейчас как никогда ритейлерам, предлагающим схожий товар и конкурирующим в одном ценовом сегменте, приходится воздействовать на эмоции и ощущения покупателя — на этом строится реклама. И эти тенденции будут лишь усиливаться.

Результаты исследований глобальных стратегов и аналитиков Euromonitor International демонстрируют: половина покупателей (47%) желают не только посмотреть, но и попробовать товар перед его покупкой. Из этого можно сделать вывод, что даже через 20 лет традиционные физические точки продаж не исчезнут, продолжая оставаться значимой частью потребительского опыта. Но могут измениться их функции.

Интернет объединяет ритейлеров и потребителей из разных городов и стран, а оборот интернет-продаж увеличивается с каждым годом. Сложно даже представить современную молодежь без смартфонов. Возможности интернета уже разрушили традиционный торговый уклад. Для многих становится проще и доступней оставлять свои заявки на услуги или товар онлайн (на сайте, или в приложении), чем звонить консультантам и ехать в магазин. Меняются потребительские практики и запросы, а ритейлу остается только принимать этот вызов и следовать за потребителем в мир интернета: создавать онлайн-магазины, приложения, группы и сообщества, искать новых покупателей и рекламировать товар в мессенджерах и соцсетях.

Одновременно с усилившейся значимостью цифровых технологий в ритейле и меняющимся представлением о товаре, сформировалось смещение в системе ценностей потребителя. Вместо количества, теперь преобладает приоритет качества. Покупатели жаждут получить хорошее обслуживание и новый опыт. Бренды смогут конкурировать между собой, аргументируя высокую цену на стоимость товара именно возможностью получения уникального опыта.

Какие трансформации коснутся розничных магазинов

На сегодняшний день большинство потребителей принимает решение о покупке еще задолго до посещения физической торговой точки. Наиболее явно это проявляется в нишах электроники, бытовой техники, авто и других товаров высшей ценовой категории. Все востребованнее в ритейле становятся те решения и технологии, которые способствуют преодолению физических барьеров между потребителем и товарным предложением. Задачей инноваций становится заинтересовать, предложить новый опыт, вызвать восхищение товаром. Тогда как основным приоритетом физической розницы останутся товары повседневного спроса, пользующиеся регулярной популярностью, и ответственность за импульсные, незапланированные покупки.

Возможно, в недалеком будущем станет реальностью ситуация, когда голосовые помощники начнут помогать покупателю сделать свой выбор. А обслуживание клиентов и обработка заказов будет проводиться в полностью автоматизированном режиме. В мире уже появляются магазины и супермаркеты, обслуживаемые роботами (пример — Bingo Box). Вероятно и появление совершенно новых форматов торговых пространств, совмещающих продажу или презентацию товаров с необычными практиками, создающими ‎тот самый «уникальный опыт». 

Подобные примеры уже стали появляться в ритейле и набирают популярность. «Фабрика идей» Леруа Мерлена стала одним из них: в гипермаркете разместили совершенно новую зону, в которой регулярно проводят мастер-классы для посетителей. Придя за покупками в эту сеть, покупатель также получает возможность принять участие в мастер-классе и создать что-то своими руками. Творчество становится инструментом, помогающим создать у покупателя необычные впечатления. Возможно именно этот опыт окажется определяющим в вопросе о месте приобретения техники, продуктов или материалов.

Зонирование розничного магазина через 20 лет

Успешное освоение интернет-площадок для онлайн-продаж, технологизация, смена потребительских ценностей и запросов неминуемо способствуют постепенной реновации физических торговых площадок. Изменения могут затронуть дизайн витрин, зональное планирование, схемы доставки товаров. Уже сегодня системы видеомониторинга позволяют собирать аналитику реакций покупателей на разные варианты устройства торгового пространства. Данная информация помогает создать максимально комфортное пространство, способствующее высоким продажам.

Основные характеристики зонирования магазина розничной продукции к 2040 году:

  • — Витрины — в мире будущего они окончательно перейдут от декоративной функции к информационной. С помощью витрин можно будет оповещать покупателей об акциях, новинках, уникальных предложениях.
  • — «‎Вход» и «‎выход» — системы видеомониторинга совершенствуются. С помощью идентификации посетителя еще на входе в магазин, система способна его распознать и на основании истории покупок создавать персонифицированные предложения. На выходе, списание денег со счета может происходить автоматически, не потребуются даже кассы.
  • — Тестовая зона — место, где будут размещаться самые прогрессивные инновационные технологии. «Умные примерочные» с электронными зеркалами уже сейчас можно встретить в некоторых магазинах. В будущем подобные технологии вполне успешно могут заменить собой и консультанта, и стилиста. К тому же, благодаря системе идентификации, виртуальное зеркало сможет делать посетителям предложения и создавать варианты образа, исходя из предыдущих предпочтений и других накопленных данных о каждом покупателе.

 

Прогноз инноваций ритейла от независимых экспертов

Признанные эксперты по инновациям в розничной сфере, авторы современной концепции «Магазин 4.0», предложили свое видение ритейла в 2040 году. Уже через 20 лет в технологическом арсенале ритейла могут появиться цифровые двойники покупателей, на которых они смогут оценить товар со всех сторон. О каждом пользователе будет храниться вся история его покупок и запросов — на поколения вперед. Это даст обширную базу для прогнозирования потребительских запросов и оценки покупательной способности на длительные периоды. 

Даже ассортимент может расшириться до невиданных масштабов благодаря возможностям использования таких данных. Выпуск персонализированных товаров для каждого — вероятная реальность. Потребителю больше не придется искать товары — за него это смогут проделывать компьютеры, а самому покупателю достаточно будет одобрить или отклонить варианты, подобранные для него. 

Новые технологии действительно изменят привычную нам картину ритейла. Эксперты соглашаются с прогнозами Euromonitor International: «Обслуживание без касс, которое сейчас приобретает популярность, станет типичным решением для розничных магазинов в будущем». 

Эксперты также предвосхищают появление нового жанра в киноиндустрии — «Film of Things». Он предполагает использование кино для продвижения товара и его рекламы в персональном порядке. Эксперты представляют себе это как «высокоэмоциональный фильм, в котором в главной роли будете Вы сами. Вы и тот товар, который Вы хотите приобрести».

Возможно в будущем не останется привычных сейчас сегментов ритейла — все они сольются в один сегмент, задачей которого будет удовлетворить запросы покупателя и все его потребности. С единой универсальной базой товарных предложений и с индивидуализированным подходом для каждого потребителя...

Многие их этих прогнозов могли показаться вам слишком фантастическими. Но, как показывает история, технические фантазии с годами нередко становятся явью. И уже сегодня часть этих технологий начинает активно использоваться в мире ритейла.