Цифровые технологии: тестирование, внедрение и «провал»

Цифровые технологии: тестирование, внедрение и «провал»

19-04-2019

Ритейлеры внедряют в свои магазины самые разные технологии: от обычных дисплеев для быстрого заказа товара до оборудования, которое автоматически списывает сумму за покупку при выходе из помещения. Все ли инновации приносят прибыль и, главное, нравятся потребителям? Ustor собрала список технологий, которые внедряют в «умные» магазины, а также собрала мнения посетителей об инновациях.

 

Кто решает, что технология «провалилась»

Сегодня на рынке растет конкуренция: число торговых площадок увеличилось в 2 раза за 10 лет. Покупателей сложно привлечь в магазин, поэтому на помощь приходят инновации. Как понять, что именно эта технология сработает и увеличит лояльность покупателей? Для этого каждое нововведение проходит целый ряд тестов. И только после этапа проверки эксперты решают, стоит ли внедрять очередную инновацию или же она не нужна.

Как проверяют технологии:

 

+ эксперты анализируют, насколько затратным будет внедрение того или иного решения;

+ пробуют интегрировать технологию в структуру компании и смотрят, как на нее реагируют покупатели;

+ инновацию внедряют в несколько точек продаж и 3-6 месяцев наблюдают за тем, как это решение влияет на уровень продаж, число покупателей, затраты;

+ после этого технологию внедряют в остальные магазины.

Технологии из «умного» магазина

Представьте, что вы попали в «умный» магазин и поближе посмотрели на все его «фишки»:

+ На входе установлена камера для распознавания лиц. Эта технология помогает сформировать индивидуальное предложение для каждого посетителя [если он участвует в программе лояльности].

 

 

+ В помещении установлен многофункциональный терминал, через который можно выводить индивидуальные скидочные предложения, распечатать список продуктов для приготовления определенного блюда, рассчитать состав корзины, отталкиваясь от месячного бюджета посетителя.

 

+ Также здесь есть система из камеры и дисплея для составления индивидуальных предложений. Камера распознает пол и возраст клиента и выводит на дисплей предложения специально для него. Эта технология еще не доработана до состояния perfect: алгоритмы работают плохо, если человек стоит далеко от камеры.

 

+ На полках установлены электронные ценники. Работники экономят до 10% своего времени: вместо того, чтобы развешивать новые бумажные ценники, система автоматически меняет информацию. Кроме того, интерактивные ценники можно дополнить QR-кодами и NFC. Посетитель наводит камеру своего смартфона на ценник — и видит на экране полную информацию о продукте.

 

 

 

+ Камеры во всех зонах помогают управлять процессами без контакта с посетителями. Сотрудникам удается по одному цвету продукта узнать о его свежести, проверить наличие ценников, правильность выкладки и так далее. Видеокамеры в прикассовой зоне нужны для того, чтобыпередать сигнал сотруднику в случае длинной очереди и оперативно открыть еще одну кассу.

 

+ «Умный» прайс-чекер на стене помогает посетителю проверить цену на любой товар, например, кофе, и подобрать к нему шоколад.

 

 

 

+ Self checkout (кассовые системы самообслуживания) — посетитель самостоятельно сканирует покупки при помощи смартфона и избегает длинной очереди на кассе. Эта технология вызывает опасения у владельцев магазинов: так может вырасти процент краж, ведь персонал практически не будет коммуницировать с покупателями.

 

+ Мобильный self checkout работает по принципу кассовых систем, но посетителю еще нужно скачать и установить приложение. Поэтому эту инновацию используют лишь единицы зарубежных ритейлеров.

 

+ На дисплеях «умных» терминалов на кассах высвечиваются акции, предложения для дополнительных покупок. Учитывается история покупок и карта лояльности. 

 

 

+ Датчики CO2 отслеживают уровень углекислого газа в помещении и сигнализирует о проблемах с вентиляцией. Если ваши покупатели еле передвигают ноги и постоянно зевают — то проблема может быть с вентиляцией. А улучшение качества воздуха в некоторых случаях стимулирует рост продаж.

Пару слов о том, что не нравится потребителям

Дисплеи, на которых постоянно мелькает реклама, раздражают посетителей. А вот экраны с персонализированными предложениями помогают им определиться с выбором товара. Все в магазине должно косвенно или напрямую показывать заботу о потребителе.

Технология распознавания лиц — это один из примеров, когда покупатели не очень довольны инновациями. Скорее всего, дело в том, что здесь тонкая грань с законом: если обычный хэш не попадает под определение персональных данных, то трехмерный слепок лица и ФИО уже воспринимается неэтично.  

Согласно исследованию, слишком много камер в магазине также отпугивают посетителей. Да, это помогает ритейлеру отслеживать наличие товара и его качество, но человек, который этого не знает, будет с опаской относиться к такому нововведению.

В 1995 году консоль от Nintendo на основе VR-технологий с треском провалилась, а сегодня такие инновации становятся все более популярными. С помощью VR потребитель может покупать товары, не выходя из дома, подбирать мебель без ее расстановки по квартире. Что не нравится потребителям — громоздкая гарнитура. Проще и комфортнее сходить самостоятельно в магазин, чем часами носить тяжелое оборудование. Еще один минус — клиент не может пощупать товар. А ведь иногда именно из-за этого мы отправляемся в оффлайн-магазины. Но разработчики постоянно совершенствуют VR-технологии, делают их более доступными и дешевыми. Поэтому вскоре такие технологии не только появятся в каждом магазине, но и функционал их расширится.  

 

Вывод

По данным Deloitte, в магазинах, которые используют инновации, продажи выросли с 49% до 56%. Покупатели все еще с опаской относятся к нововведениям, но уже лет через 10 аудитория изменится. В магазины будут ходить люди, которые с рождения были окружены технологиями, для них все эти камеры, цифровые ценники, smart терминалы будут чем-то привычным. Выбирайте технологии для внедрения не только по тем данным, которые вы видите сейчас, но и предугадывайте, что будет дальше.