Принципы зонирования и планировки торговых помещений

Принципы зонирования и планировки торговых помещений

5-03-2019

Вы вложились в дизайн торговой точки, тщательно подобрали ассортимент, а продажи все равно идут вяло? Возможно, дело в неудачной планировке торгового пространства магазина. Ведь привлечь пользователя к витринам мало, надо его через них провести — так, чтобы он не ушел разочарованным и с пустыми руками. А если у вас нет молодых и незакомплексованных консультантов, способных профессионально привести его к покупке «за ручку», эта задача должна решаться грамотной планировкой и зонированием вашей торговой площади. Это значит разместить свое торговое оборудование так, чтобы:
+ посетитель проходил через весь торговый зал и видел все товарные предложения;
+ передвижение посетителей между стеллажами было удобным, а логика их размещения — интуитивно понятной даже тем, кто пришел сюда впервые;
+ выбор места для размещения разных товарных категорий позволял бы добиться от них предельно возможной экономической эффективности;
+ потенциал торгового оборудования был бы задействован полностью и хорошо способствовал комплексным, импульсивным и другим видам покупок;
+ атмосфера торгового зала была приятной и комфортной для совершения покупок, а внимание посетителей было приковано к товарному ассортименту, а не к внешнему убранству и декорациям помещения.

С чего начинается планировка торговой площади

С чего начинается планировка торговой площади

Чтобы спроектировать пространство вашего торгового зала, нужно прежде всего определить его форму и общую площадь. Прямоугольное пространство — самое понятное, простое и удобное в плане эффективности размещения конструкций. Торговая площадь круглой или овальной формы — это уже сама по себе проблема, которая усложняет подбор и размещение витрин, полок, стеллажей...

Далее выбирается точка входа в ваш магазин. Абсолютное большинство людей — это правши, которые при спонтанном движении склонны идти справа-налево, против часовой стрелки; смотреть направо и выбирать товары по правую сторону от себя. Это нужно учитывать при планировании места для полок и стеллажей.

Затем необходимо определиться с основными торговыми зонами в магазине, распределив по ним бренды и категории товаров с учетом пропускной способности точки и товарного оборота. Планировка также зависит от площади магазина, его ценовой категории и товарного ассортимента. Она должна обеспечить высокую проходимость, удобство ориентирования и передвижений для потока посетителей, а также хорошую просматриваемость товаров во всех отдельных зонах.

Зонирование торгового зала

Зонирование торгового зала

Выделяют три основные зоны в торговых залах розничных магазинов:
1. Входная зона — находится сразу же за входными дверями магазина. Это то место, где посетитель начинает переключать свое внимание и восприятие с того, что было на улице, на то, что находится в помещении. Входная зона должна располагать посетителей к покупке с первых же секунд, вызывать интерес и чувство комфорта. Поэтому здесь имеет смысл размещать наиболее привлекательные товары: новинки, сезонные и акционные, импульсного спроса, распродажи и спецпредложения.

2. Кассовая зона — бойкая, «горячая» зона, где покупатели массово простаивают в очереди на кассу, склонны рассеивать свое внимание на ненужные им, в общем-то, товары и совершать импульсные покупки. Здесь размещают стеллажи со сладостями, батарейками, зажигалками, салфетками, журналами и прочими популярными товарами импульсного спроса.

3. Зона основного потока — наиболее важная и значимая зона в торговом помещении, отвечающая за количество совершенных покупок основного ассортимента товаров. В особенности для магазинов с площадью более 100 кв. м. Чтобы она работала эффективно, используют маркировку, указатели и прочие визуальные средства для выделения и упорядочения основных маршрутных магистралей. Разные группы товаров размещаются в четко определенных местах, согласно их классификации — это товары:
+ постоянного спроса;
+ импульсного спроса;
+ периодического спроса.

Зонирование помещения: схема

Принципы зонирования для розничного магазина

Типы планировки торговых залов

Если показатель коэффициента установочной площади розничного магазина с напольным оборудованием колеблется в пределах 0,25 - 0,35, то планировка его торгового пространства считается удачной. Значит, что баланс соблюден — в магазине нет ни избыточного ассортимента, ни недостатка в торговом оборудовании. Вывести этот коэффициент легко: нужно площадь торгового оборудования разделить на площадь всего торгового помещения. В магазинах эконом-класса этот коэффициент будет большим, а в дорогих, элитных бутиках наоборот — гораздо меньше.

Всего в ритейле различают 3 самых базовых типа планировки: решетка, петля и лабиринт.

3 базовых типа планировки магазина

Крупные магазины как правило используют различные комбинации из сочетаний 2 или даже 3 вышеназванных типов планировки. Например:
+ Магазины одежды с большой торговой площадью удачно сочетают бутиковый тип с решеткой в определенных зонах.
+ Крупные продуктовые супермаркеты группируют торговое оборудование островного типа в «петли», а из пристенных стеллажей формируют «решетки».

Все большее количество товаров в современных розничных супермаркетах выносится на торговое оборудование островного типа, либо на низкоуровневые стеллажи округлой формы. Зоны с товарами удачно сочетаются с зонами для отдыха: бары, кафе, кофейни. Для фруктов / овощей формируют зону с планировкой по образу обычного продуктового рынка.

Как сформировать зону для фруктов и овощей

Выставить правильный коэффициент для установочной площади вам помогут основные показатели ваших продаж. Дополнительное оборудование может понадобиться, если коэффициент продаж низкий, уровень дохода посетителей — средний и ниже, и вы хотите улучшить текущее положение дел. Если же коэффициент продаж высокий — пересмотрите ассортимент, исключите плохо продающиеся товары.

Вместо вывода

Несколько принципов зонирования в магазине

Безусловно, подход к планированию торгового пространства должен быть индивидуальным для каждого конкретного магазина. Однако, если выделить общие принципы для планировки и зонирования в ритейле, выглядеть это будет так:
+ Проще = лучше. Простота — основной общий принцип для любого магазина. Чем понятнее и привычнее для покупателя расположение групп товаров — тем лучше будут продажи. Сложный дизайн интерьера лишь отвлекает от покупок.
+ Против часовой стрелки — таков привычный маршрут посетителей магазина. И схема расположения торгового оборудования не должно ему препятствовать.
+ Нужно обязательно спланировать основную магистраль движения клиентов.
+ Небольшая свободная зона у входа поможет посетителям быстрее «акклиматизироваться» внутри магазина после прихода с улицы.
+ Самые привлекательные товары размещаются напротив входа в магазин.
+ Магазинам с маленькой торговой площадью очень важна хорошая просматриваемость зала.
+ Популярные товары-«якоря» размещаются вдали от входа с тем, чтобы заставлять покупателей проходить через весь магазин.
+ Нужно учитывать прочие эргономические требования, вроде минимального места для удобного прохода покупателя с корзиной между стеллажами и так далее.

Читайте также

Владелец бизнеса может прописать в Google запрос, вроде «купить торговое оборудование», из сотни ссылок выбрать одну компанию и получить свои стеллажи через 3 дня. Возможно, они даже впишутся в дизайн-проект […]

22-03-2019

История производства стеллажей для бренда Vitals

В последнее время все больше новостей о ритейле представляют собой: + заявления экспертов, наперебой твердящих о якобы неизбежном будущем банкротстве крупнейших представителей ритейла; + известия от какой-нибудь компании, которая тестирует очередной […]

5-02-2019

Мультиформатность — неизбежное будущее мирового ритейла?

Выставки и другие мероприятия, на которые съезжаются компании разных масштабов со всех стран мира — это шанс для владельцев ритейлового бизнеса найти партнеров, посмотреть, как делают другие, собрать свежие идеи […]

10-12-2018

Выставки розничной торговли: где мы были и куда советуем поехать