Современные тенденции в технологиях ритейла: автоматизация, технологизация, экологизация

Современные тенденции в технологиях ритейла: автоматизация, технологизация, экологизация

20-08-2019

Торговые автоматы, биометрия и искусственный интеллект, пристально всматривающийся в ваше лицо — что еще ждать от технологических новшеств в мире розничной торговли?

Вендинговые автоматы

Нехватка квалифицированных кадров, ошибки человеческого фактора, развитие технологий и изменение потребительских запросов способствуют все большей автоматизации в мире ритейла. Так, одним из альтернативных вариантов компьютеризированных продаж стали торговые автоматы. 

Вендинг, или сетевая торговля через автоматы все больше набирает популярность по всему миру как среди торговых сетей, так и среди потребителей, которые хотят как можно быстрее получить нужный продукт там, где им это удобно. На сегодняшний день, согласно отчету Европейской вендинговой ассоциации (EVA), в Европе установлено более четырех миллионов торговых автоматов, в США — более пятнадцати миллионов, в Японии — свыше шести миллионов.

Мир становится все более открытым для новых технологий, роботизации и компьютеризации. Потребители все охотнее используют автоматы и с каждым годом доходы вендинговых сетей только увеличиваются. Появляется все больше «нестандартных» предложений: автоматы, реализующие книжную продукцию, медикаменты, одежду; автоматы по продаже колбас, вызвавшие в Германии настоящий фурор, и многое другое. 

Мировые тенденции демонстрируют стремительное развитие данной ниши. По прогнозам, вендинговые технологии могут стать как альтернативой обычной розничной торговли, так и новым каналом для взаимодействия между производителями и потребителями.

В Украине вендинговый бизнес практически не развит. Автоматы используются не как конкурентный формат торговли, а как дополненный канал продаж, реализующий преимущественно кофейную продукцию и снеки. Украинская вендинговая ниша практически свободна, но аналитики прогнозируют постоянный рост данного сегмента в соответствии с мировыми тенденциями.

Биометрическая аутентификация

Современные тенденции в технологиях ритейла

Сфера цифровой коммерции в Украине быстро растет и в этом немаловажную роль играет потребительский энтузиазм и открытость для новых технологий. Так, если верить результатам исследования 2019 года, более 60% украинцев хотели бы внедрения биометрической аутентификации в качестве средства для подтверждения оплаты.

По статистике, около 70% покупателей могут оставить сайт, столкнувшись с многоэтапностью и сложностью подтверждения покупок. Вот почему способы легкой идентификации личности для подтверждения оплаты могут сыграть немаловажную роль в увеличении продаж и выходе на новый уровень взаимодействия с потребителем.

В Украине подобный проект был запущен онлайн-ритейлером Kasta при поддержке компаний Visa и ПриватБанк. При наличии всего лишь банковской платежной карты, приложения и карты лояльности, любой потребитель может расплатиться с помощью системы распознавания лиц.

Внедрение этой технологии делает онлайн-шоппинг для покупателей удобнее, быстрее и значительно безопаснее. Биоидентификация позволяет также приблизиться к полной автоматизации платежей, когда не потребуется ни платежная карта, ни смартфон. Весь алгоритм действий покупателя будет сведен к «выбирай-примеряй-оплачивай лицом».

А для того, чтобы еще больше заработать лояльность покупателей и сделать данный вид оплаты не только наиболее простым и безопасным, но и наиболее комфортным, уже стали разрабатываться и внедряться дополнительные приложения. 

Например, компания Alibaba заявила о планах добавить бьюти-фильтры в свои платежные терминалы, поддерживающие функцию биометрической аутентификации. Косметический фильтр в терминале позволит исключить случаи отказа от использования технологии среди тех покупателей, которым может не понравиться их отражение на экранах сканеров распознавания лиц. К подобной инновации компания прибегла на основании результатов соцопроса, проведенного Sina Technology, в котором 64% респондентов признались, что не нравятся себе в камере устройства.

Сортировка и переработка мусора — на шаг ближе к экологичному потреблению

Современные тенденции в технологиях ритейла

Проблема мусора не нова и все более актуальна для всего мира, а цифры подтверждающие эту тенденцию пугают. На сегодняшний день утилизация твердых бытовых отходов является финансово затратной проблемой для многих ритейлеров, а Украина неоднократно признавалась мировым «лидером» по количеству опасных отходов.

Еще одним шагом, приближающим нас к ответственному потреблению ресурсов и уменьшению эко-влияния на планету, стало открытие специализированных пунктов сортировки отходов сетью Metro Cash & Carry Ukraine. В этих пунктах появились отдельные контейнеры для стекла, алюминия, пластика, макулатуры и тетрапаков.

Собранные в данных пунктах отходы, в рамках этого проекта, будут дополнительно отсортированы и в дальнейшем переданы перерабатывающим предприятиям, чтобы использоваться как вторичные ресурсы для изготовления новой продукции. Это позволяет снизить как количество вывозимых отходов, как и количество затрат на их утилизацию.

На данный момент сетью Metro открыт лишь один пункт приема бытовых отходов — в ТЦ Metro Позняки, г .Киев. Но это лишь первый шаг навстречу реализации проекта немецкого ритейлера, который обещает в скором времени запустить полноценные пункты приема мусора и в других торговых центрах своей сети.

Подобную тенденцию экологизации украинского ритейла проявили и другие торговые сети. Сеть АТБ устанавливает во всех своих магазинах пункты сбора использованных батареек, для их дальнейшей утилизации и переработки. А сетью Сильпо еще около года назад были запущены пункты приема мусора в магазинах.

Стартап Vaak — новое оружие ритейла в борьбе с кражами

Современные тенденции в технологиях ритейла

Кражи и мошенничество в магазинах — весьма неприятная реалия для ритейлеров, которая стоит им определенной части доходов ежемесячно. Сервисы, позволяющие предотвращать подобные ситуации, сразу стали очень востребованными в сфере оффлайновых продаж.

Один из таких сервисов — японский стартап Vaak. Было разработано программное обеспечение, основанное на технологии искусственного интеллекта и позволяющее выявлять среди покупателей потенциального вора по заданным проявлениям характерных реакций. Работа данной системы сводится к следующему алгоритму: программой анализируются кадры с камер видеонаблюдения и в случае выявления потенциальной угрозы отправляются оповещения на устройства сотрудников.

Уже при тестовом запуске системы программному обеспечению удалось зафиксировать кражу, оставшуюся незамеченной охраной. Мошенник был арестован, а магазин избежал убытков.

И это не исчерпывающий потенциал Vaak. Разработчики сообщают, что подобная возможность идентификации и анализа поведения посетителей, помимо предотвращения краж, может быть развита и использована также для помощи ритейлу в более эффективном размещении рекламных вывесок и продукции на прилавках.

Технологии искусственного интеллекта развиваются стремительно и всё более активно используются для помощи в ведении бизнеса, повышения его доходности и достижения большей эффективности.