Страх и ненависть поколений Y и Z. Часть 1: глобальное исследование Deloitte

Страх и ненависть поколений Y и Z. Часть 1: глобальное исследование Deloitte

6-11-2019

Компания Deloitte поделилась результатами глобального опроса, проведенного в 2019 году среди самой большой потребительской группы — представителей поколений Y и Z. Были опрошены люди, родившиеся в периоды: 

  • — с 1983 по 1994 год — поколение Y, или «Millennials» (13416 человек из 42 стран);
  • — с 1995 по 2002 год — поколение Z, или «Homelanders» (3009 человек из 10 стран).

 

Это крупнейшее исследование подобного рода за последние 8 лет. В 2019 году опрос охватил наиболее разнообразную группу респондентов, чтобы сформировать комплексную перспективу при построении психологического портрета массового потребителя.

Deloitte Touche Tohmatsu Ltd — международная сеть компаний, которая оказывает профессиональные услуги по консалтингу, аудиту и управлению рисками. Входит в знаменитую «Большую четверку». Годовой оборот: около 40 млрд долларов США.

Каким видят будущее представители поколений Z и Y? Почему не доверяют СМИ, коммерции, правительству? Чего ожидать от них как от потребителей? Ответы, предоставленные миллениалами (Y) и хоумлендерами (Z), часто были удивительно похожи. По этой причине в отчете Deloitte основное внимание уделяется ответам миллениалов, а ответы хоумлендеров упоминаются только когда они явно отличаются.

Кризис мировой экономики, общественный диссонанс и технологическая трансформация создали «Поколение разрухи»

Представители поколений Y и Z взрослели в уникальный временной период: между экономической рецессией и четвертой промышленной революцией. Они постоянно были под перекрестным огнем социальных, политических и экономических волнений.

И если миллениалы входили на рынок труда, когда кризис только разворачивался, то большинство хоумлендеров провели половину своей жизни в мире после катастрофы. Экономический спад конца 2000-х годов эксперты считают главным фактором, благодаря которому эти люди полны недоверия, а не оптимизма в отношении своей карьеры, своей жизни в целом и окружающего мира.

Однако корни этого недоверия лежат гораздо глубже экономики. В отличие от послевоенных 50-х годов, которые характеризовались международным сотрудничеством, бэби-бумом и экономической экспансией, прошлое десятилетие ознаменовалось:

  • — резким ростом материального неравенства в обществе; 
  • — радикальным трайбализмом и снижением безопасности в социальных сетях; 
  • — изолированными и неблагополучными правительствами; 
  • — значительными изменениями в договорах между работодателями и работниками; 
  • — промышленными технологиями, изменившими понятие рабочего пространства;
  • — технологиями, которые сделали людей одновременно более связанными и более изолированными друг от друга.

 

Смена векторов целеустремленности

Миллениалы и хоумлендеры не менее амбициозны, чем предыдущие поколения: более половины хотят получать высокие зарплаты и быть богатыми. Но их приоритеты изменились или были отложены из-за финансовых и других ограничений.

Наличие детей, покупка собственного дома/квартиры и другие традиционные «маркеры успеха» в зрелом возрасте не возглавляют хит-парад их амбиций. Вместо этого на вершине списка оказались путешествия и исследование окружающего мира (57% стремлений), в то время как чуть меньше половины заявили, что хотят иметь свой дом (49%). Они также были более склонны оказывать положительное влияние в своих сообществах или обществе в целом (46%), чем иметь детей и создавать семьи (39%). 

Интересно, что женщины (62%) оказались более заинтересованными в том, чтобы увидеть мир, чем мужчины (51%).

Много зарабатывать и быть богатым — второе место (52%) среди всех амбиций. Но это стремление оказывалось последним, когда респондентов спрашивали, достижимы ли их амбиции: только 60% считают это возможным. 

Как правило, Y&Z считают, что их амбиции достижимы: 

  • — две трети тех, кто хочет достичь высокого уровня в карьере, считают это реальным;
  • — семеро из десяти, кто хочет увидеть мир, считают, что это возможно;
  • — три четверти, кто хочет купить жилье своими силами, уверены, что смогут;
  • — 83% желающих иметь семью не верят, что этому могут помешать какие-то барьеры.

 

Видение мира и личная забота о проблемах общества

Каждый год Deloitte опрашивает миллениалов о глобальных социальных проблемах и о личных проблемах, чтобы увидеть, как развивается их видение мира. В этом году наблюдается ощутимый спад оптимизма и широкий спектр как макроэкономических, так и повседневных опасений, оказывающих влияние на умы Y&Z.

Среди 20 проблем, стоящих перед обществом, которые больше всего касаются респондентов на личном уровне, список у обеих групп возглавили: изменение климата, защита окружающей среды и стихийные бедствия.

  • — 29% миллениалов посчитали это тревогой на 7 пунктов приоритетнее, чем неравенство в доходах / распределении богатств.
  • — 29% хоумлендеров это тревожит даже больше, чем терроризм и безработица.

 

Терроризм, преступность и война вошли в семерку лидеров. Это говорит о том, что личная безопасность сегодня является заботой №1. Также интересно, что существует взаимосвязь между образованием и тем, являются ли заботы миллениалов более личными или социальными. Выпускники старших классов более склонны выбирать безработицу, личную безопасность и здравоохранение, чем выпускники университетов, и реже выбирают политическую нестабильность, изменение климата и кибербезопасность.

Почти четыре из пяти (79%) миллениалов боятся стать жертвами мошенничества в интернете, и почти столько же людей обеспокоены кражей личных данных. Они также опасаются за безопасность личных данных, которыми владеют предприятия (73%) и государственные органы (70%).

Худшие ожидания от экономики за последние годы

Позитивные экономические настроения в 2019 году оказались самыми низкими за последние 6 лет. Только 26% респондентов Y&Z заявили, что ожидают улучшения экономической ситуации в своих странах в будущем году. Ранее эта цифра никогда не опускалась ниже 40% и за последние 2 года составляла 45%.

Как и в 2018 году, настроения в развивающихся странах позитивнее, чем на зрелых рынках, но даже в наиболее обнадеживающей группе наблюдается резкое снижение. В развивающихся регионах 36% миллениалов ожидают улучшения в течение следующих 12 месяцев — а это падение показателя на 21 пункт всего за 2 года. На зрелых рынках этот показатель составляет лишь 18% по сравнению с 37% в прошлом году.

С личной точки зрения, чуть более половины миллениалов думают, что их финансовое положение ухудшится или останется прежним, в то время как 43% надеются на улучшения в следующем году. Ожидание того, что финансовое бремя превысит любой карьерный рост или переход на более высокооплачиваемую работу — это еще одно свидетельство напряженности и неуверенности миллениалов после рецессии.

Сомнение в традиционных столпах доверия: лидерах и СМИ

Позитивность в отношении социального и политического климата тоже идет на спад. В 2019 году менее четверти (22%) опрошенных заявили, что ожидают улучшения в своих странах в следующем году — это снижение на треть в сравнении с прошлым годом (33%). Данная тенденция является последовательной как на развивающихся рынках (30%, снижение на 9 пунктов), так и на зрелых рынках (16%, снижение на 11 пунктов).

В соответствии с прошлыми опросами, миллениалы невысокого мнения о политических и религиозных лидерах. Почти три четверти (73%) заявили, что политические лидеры не могут оказать положительного влияния на мир, в то время как две трети сказали то же самое и о религиозных лидерах. Около 45% миллениалов сказали, что они абсолютно не доверяют ни одному из лидеров в качестве источника надежной и точной информации.

Возможно, еще более тревожно мнение респондентов о традиционных медиа. Больше четырех из десяти (43%) заявили, что средства массовой информации оказывают негативное влияние на мир, а 27% вообще не доверяют средствам массовой информации как источникам достоверных данных (лишь 53% выразили определенное доверие).

Они видят традиционные СМИ как чуть более надежный источник новостей, чем платформы социальных сетей. Но возникает вопрос: если миллениалы не доверяют учреждениям, созданным для распространения фактов, то кому они будут доверять? Лидеры неправительственных и некоммерческих организаций заняли первое место с точки зрения социального воздействия и источника надежной информации, но сообщать новости — не их работа. Недоверие к СМИ может только усилить чувства нестабильности и неуверенности у поколений Y и Z.

Отсутствие веры в справедливый социальный прогресс

Что касается социального прогресса, две трети опрошенных считают, что из-за своего бэкграунда некоторые люди никогда не получают справедливого шанса добиться успеха — независимо от того, насколько усердно они учатся и работают. Но равное количество респондентов считает, что любой может добиться успеха в карьере или социальном статусе, если будет добиваться его своими силами: без связей или чьей-либо помощи.

Они полагают, что социальная мобильность возможна для большинства, но есть определенные группы, которые сталкиваются с более высокими барьерами. Миллениалы явно уверены, что из 5 предложенных групп именно правительство несет наибольшую ответственность за улучшение социальной мобильности. Однако они не верят, что социальная мобильность является одним из его высших приоритетов.

Опрос не ставил цель углубляться в размышления респондентов о конкретных действиях правительства. Экспертам Deloitte интереснее было узнать их мнение о росте национализма в некоторых частях мира.

Приблизительно в соотношении 2 к 1 респонденты заявили, что они поддерживают политику свободной торговли, допускающую свободный поток товаров во всем мире, по сравнению с националистической политикой, которая ограничивает поток товаров в страну. 

Несмотря на эту склонность к глобализму, общее беспокойство по поводу усиления национализма было снижено. Из 20 личных забот, предложенных опросом в качестве выбора, рост национализма занял последнее место всего с 7%. Тем не менее в Западной Европе, в том числе в странах, где правые партии добились успехов (например в Австрии), многие респонденты обеспокоены этим более серьезно.

Миллениалы в бизнесе и их основные приоритеты

Мнение миллениалов о бизнесе продолжает снижаться, доказывая, что резкое падение в прошлом году не было отклонением. После 4 лет подряд с 70% и падения до 61% в 2018 году, число респондентов, отметивших, что бизнес оказывает положительное влияние на общество в целом, сократилось до 55%. Снижение было вызвано мнением в развивающихся странах, которое упало с 85% два года назад до 61% сегодня. Мнение о роли бизнеса в зрелых рынках — 50%, опустилось на 16 пунктов за тот же период. 

Этот показатель частично объясняется растущим мнением о том, что предприятия сосредоточены на своих собственных программах, а не на более широком обществе. 76% согласны с этим мнением, а также с тем, что у компаний нет амбиций, кроме желания зарабатывать деньги (64% согласных). Это также, вероятно, зависит от продолжающегося несоответствия между приоритетами миллениалов и тем, что они считают целью бизнеса. Чаще всего миллениалы полагают, что бизнес должен уделять приоритетное внимание производству качественных товаров и услуг (36%), а также созданию рабочих мест (35%).

Большинство (55%) считают получение прибыли главным достижением бизнеса. Они думают, что бизнес недооценивает возможности повышения уровня жизни сотрудников. Такие результаты говорят о проблемах с имиджем у лидеров бизнеса. Только 37% опрошенных считают, что бизнес-лидеры оказывают положительное влияние на мир, и более четверти (26%) заявили, что не доверяют бизнес-лидерам как источнику надежной и точной информации. 45% считают, что бизнес-лидеры выполняют свои обязательства по оказанию помощи в улучшении общества, и 45% — что эти лидеры ведут себя этично.

Промышленный прогресс 4.0 и его влияние на индустрию

Влияние изменений в индустрии на общество нельзя недооценивать. За последнее десятилетие многие рабочие места, на которых люди получили образование и навыки, значительно изменились из-за цифровых технологий. Миллениалы используют технологии, которых даже не было в помине, когда они начинали свою карьеру. А в некоторых секторах искусственный интеллект сейчас выполняет задачи, которые определяют некоторые рабочие места, заставляя людей на этих рабочих местах применять различные уникальные человеческие навыки. По мере укрепления союза физических и цифровых активов, влияние прогресса на работников будет увеличиваться.

49% миллениалов считают, что новые технологии расширят их рабочие места. 25% ожидают, что индустрия 4.0 не окажет никакого влияния, и только 15% опасаются, что она заменит все или часть их должностных обязанностей.

Миллениалы также замечают, что изменчивый характер рынка труда может усложнить им поиск или смену работы. Почти половина (46%) согласились с этим утверждением в целом, в то время как 45% из тех, кто в настоящее время безработен или выполняет неоплачиваемую работу, заявили, что предвидят крупные проблемы.

Половина респондентов, которые с оптимизмом относятся к технологическому прогрессу 4.0, также считают, что построение успешной карьеры в его условиях может быть трудным процессом. При этом они допускают, что сильная экономика будет стимулировать увеличение инвестиций в еще более передовые технологии.

Примерно каждый пятый респондент считает, что у него есть все навыки и знания, необходимые для мира, в котором сформировалась индустрия 4.0. 70% респондентов заявили, что могут обладать только некоторыми или несколькими необходимыми навыками, и им потребуется развивать свои способности, чтобы увеличить собственную ценность на рынке труда.

 

Ждите продолжения в следующей части нашего лонгрида!..

Читайте также

Тенденции развития вендинга в Украине  Автоматизация и сбыт продукции через торговые автоматы демонстрируют все более положительные тенденции к росту своей доли в рознице по всему миру. Но какая ситуация с […]

20-08-2019

Мировой ритейл и Украина: новости июля

Задача: Разработать конструкцию, которая бы позволила демонстрировать автомобильные аккумуляторы на площадках АЗС Решение: Разработка легкой в транспортировке конструкции, для обеспечения перемещения утром из помещения на улицу, а вечером – обратно. […]

29-09-2015

Кейс № 1. Конструкция для демонстрации аккумуляторов

Мы уже неоднократно писали о том, как это важно для человека — иметь маленького учителя в виде домашнего питомца, который помогал бы ему проявлять лучшие свои качества: ответственность, заботу, эмпатию, […]

5-06-2019

Стеллажи под товары для домашних животных