Кастомизация — будущее ритейла

Кастомизация — будущее ритейла

9-04-2021

Потребление и необходимость в увеличении производственных мощностей продолжительное время стимулировали рынок создавать много серийного оборудования. Но время идет, и сейчас в фокусе оказывается один очевидный в своей простоте тезис: «Двух одинаковых бизнесов не существует».

Производство может быть разным, как и ресторанный бизнес: кто-то предпочитает быстрый и конвейерный фастфуд, а кто-то ищет авторскую кухню. Сейчас Ustor — это, своего рода, ателье, в котором вы можете выбрать ткани, фурнитуру и получить индивидуализированный продукт на основе своего проекта или брендбука.

Это — необычная статья. В ней мы не просто поговорим о трендах, а немного поразмышляем о том, куда движется рынок, и что сейчас наиболее востребовано как у бизнеса, так и у конечных потребителей.

 

Интерактив и вовлечение

Прошлогодняя выставка Euroshop 2020 [детальнее о ней мы говорили тут] еще раз убедила нас в том, что классические витрины и оборудование потихонечку уходят в прошлое. Последние годы магазины сражались за внимание проходящих мимо людей, за их вовлеченность и время пребывания внутри, за объемы продаж. 

Коронавирус сохранил этот тренд, но в большей степени трансформировал его в онлайн: торговые площадки теперь борются за объем и качество трафика, за время пребывания на сайте и количество совершенных разовых и, что важнее, повторных действий. 

Недавно Forbes назвал одним из наиболее перспективных трендов интерактивные витрины. Речь идет о сочетании видеоэкранов с прямым контактом: прохожий может остановиться и поиграть в интересную игру, попробовать товар, изменить интерфейс витрины… В общем, речь идет об interaction — взаимодействии. Это, как утверждают психологи, укрепляет эмоциональный контакт «Потребитель–Бренд». 

COVID19, опять же, усугубил этот тренд: бизнес старается добиться минимального контакта «человек-человек» и сократить расходы на персонал в магазине. Такие витрины позволяют не только получить всю интересующую информацию о товаре, но также могут работать как кассы самообслуживания. 

Еще в эту идею отлично вписывается виртуальный каталог. Например, в Монреале есть витрина бренда Puma, с которой можно просматривать ассортимент даже в нерабочее время: вы можете подойти к экрану ночью и проверить, есть ли здесь ваши любимые кроссовки. Посетители такого «виртуального» магазина также могут оставить сообщение с помощью клавиатуры.

Не хуже интерактив внедрен у бренда Ralph Lauren. Еще в далеком 2007 году они впервые позволили аудитории просматривать модели одной из своих коллекций прямо с улицы. Тогда же компания оборудовала некоторые из розничных точек большими экранами, на которых каждый желающий мог создать индивидуальный дизайн футболки.

Для тех товаров, которые подразумевают взаимодействие с сенсорикой клиента (вкус, звук, запах, прикосновение), действенно прибегать к эмоциональному взаимодействию. Например, в недавней рекламной кампании по продвижению чаев Tazo, Starbucks предложили прохожим поиграть в интересную аркаду: управляя маленькой стрекозой, бабочкой или колибри, они искали компоненты для каждого из чаев.

Но говорим мы не только о витринах…

 

Скопируй дизайн, и он сработает, или нет?

Увы, нет. Если бы мы могли каждый раз копировать готовые решения известных брендов, то работа дизайнеров потеряла бы свою актуальность: все бы делали примерно одно и то же.

На развитых рынках существует целая индустрия компаний, которые занимаются ритейл-дизайном и продвижением. То есть: дизайнеры не просто разрабатывают визуальные концепции, а изучают бизнес-процессы, сервисные модели, специфику сегментов покупателей, вникают, что, кому и как продавать. И на основе этих знаний разрабатывают дизайн коммерческого пространства, который реально увеличивает продажи.

Многие думают, что можно скопировать чужой дизайн. Это не так. Практика показывает, что сколько ни копируй лучшие зарубежные кейсы — это не будет работать как бизнес. Дизайн должен соответствовать бизнес-процессам, сервисным скриптам, товарам и индивидуальной специфике бренда. 

Большой школой для украинского ритейла стал кризис: он вынудил компании задуматься, чем они будут выделяться от конкурентов в условиях растущей борьбы за платежеспособного потребителя. Это привело к тому, что бизнес сфокусировался на решении стратегических задач.

 

Автоматизация и кастомизация в ритейле

Рыночная ситуация неизбежно привела ритейл к необходимости в индивидуальных решениях. Сейчас на рынке четко прослеживаются три основных тренда: автоматизация, кастомизация и big data. Они ожидаемо приведут к изменениям в сфере ритейла и способа совершения покупок в будущем. 

Такие данные приводится в аналитическом обзоре компании CBRE, и мы очень наглядно пронаблюдали это на Euroshop 2020 и других крупных выставках последних лет. 

В исследовании «Будущее ритейла 2030» рассматриваются 40 футуристических идей и взглядов на то, как мир ритейла изменится в ближайшей перспективе. На рынок повлияют преодоление пандемии (и новый взгляд на взаимодействие в новом мире), а также динамика в образе жизни людей, урбанистической среде и операциях в ритейле. 

Робототехника и автоматизация. Ритейлеры будут все больше инвестировать в новые технологии, а автоматизация и робототехника изменят количество рабочих мест в нише до 2030 года. Технологии заменят некоторых людей в сфере розничной торговли. 

Сила прогнозирования. Так как интернет-покупки становятся новой реальностью, развитая интеграция триллионов соединенных сенсоров обеспечит более глубокое понимание потребительских моделей, позволит бизнесу предугадывать потребности клиентов, прежде чем они сами их сформулируют, и построить более эффективную и усовершенствованную логистическую цепочку. 

Это позволит аудитории полностью увидеть то, что они покупают и помочь ритейлерам более эффективно выполнять заказы. 

Возможность покупать то, что ты хочешь, где и когда хочешь — это норма. Успехи в разработке технологий для смарт-устройств позволяют потребителям покупать буквально то, что они видят: где угодно и в любое время. Кастомизированный подход в обслуживании станет единственно возможной нормой для конкурентного рынка.

Ритейлер должен знать потребительские привычки покупателей, способы проведения досуга, стиль и цветовые предпочтения. Это важно, чтобы предложить аудитории уникальное и персонализированное предложение. 

Именно персонализация станет ключевым фактором «отстройки» от конкурентов. 

Физические магазины станут шоурумами и посланниками брендов. Реальные магазины будущего будут сосредоточены на передаче впечатлений о компании. 

Покупки оффлайн должны стать увлекательными и наполненными впечатлениями. 

 

Вывод

Если взять за основу такой взгляд на проектирование торгового оборудования, основная ценность, которая может быть у производителя — это полная поддержка персонализации и уникализации. 

В будущем «выживут» те компании, которые предложат аудитории бутиковое взаимодействие на всех уровнях: от сервиса и коммуникации, до оборудования и интерьера. 

Читайте также

В январе 2020 в Лас-Вегасе была проведена крупная выставка Consumer Electronics Show 2020, посвященная бытовой технике и электронике. Производители показали технологии и товары, которые однозначно изменят потребительский опыт.  Основной фокус […]

2-03-2020

[CES-2020] Технологии для ритейла: от «умного» зеркала до робота-официанта

Краткий экскурс в историю розничной торговли США и многофункционального проектирования даунтаунов Даунтаун Нью-Йорка, Манхэттен — один из старейших и крупнейших деловых центров в мире, запечатленный с высоты птичьего полета: в […]

6-11-2019

Как развитие ритейла влияло на облик главных улиц и деловых районов США

В продуктовых магазинах много разных товаров, которые нужно грамотно продемонстрировать. Для этого владельцы подключают дизайнеров, разрабатывают концепции и заказывают стеллажи. Мы собрали самые интересные примеры конструкций от зарубежных ритейлеров и […]

10-04-2019

Примеры стеллажей для продуктовых магазинов