Заказать бесплатный просчет

Принципы зонирования и планировки торговых помещений

Принципы зонирования и планировки торговых помещений

5-03-2019

Вы вложились в дизайн торговой точки, тщательно подобрали ассортимент, а продажи все равно идут вяло? Возможно, дело в неудачной планировке торгового пространства магазина. Ведь привлечь пользователя к витринам мало, надо его через них провести — так, чтобы он не ушел разочарованным и с пустыми руками. А если у вас нет молодых и незакомплексованных консультантов, способных профессионально привести его к покупке «за ручку», эта задача должна решаться грамотной планировкой и зонированием вашей торговой площади. Это значит разместить свое торговое оборудование так, чтобы:
+ посетитель проходил через весь торговый зал и видел все товарные предложения;
+ передвижение посетителей между стеллажами было удобным, а логика их размещения — интуитивно понятной даже тем, кто пришел сюда впервые;
+ выбор места для размещения разных товарных категорий позволял бы добиться от них предельно возможной экономической эффективности;
+ потенциал торгового оборудования был бы задействован полностью и хорошо способствовал комплексным, импульсивным и другим видам покупок;
+ атмосфера торгового зала была приятной и комфортной для совершения покупок, а внимание посетителей было приковано к товарному ассортименту, а не к внешнему убранству и декорациям помещения.

С чего начинается планировка торговой площади

С чего начинается планировка торговой площади

Чтобы спроектировать пространство вашего торгового зала, нужно прежде всего определить его форму и общую площадь. Прямоугольное пространство — самое понятное, простое и удобное в плане эффективности размещения конструкций. Торговая площадь круглой или овальной формы — это уже сама по себе проблема, которая усложняет подбор и размещение витрин, полок, стеллажей...

Далее выбирается точка входа в ваш магазин. Абсолютное большинство людей — это правши, которые при спонтанном движении склонны идти справа-налево, против часовой стрелки; смотреть направо и выбирать товары по правую сторону от себя. Это нужно учитывать при планировании места для полок и стеллажей.

Затем необходимо определиться с основными торговыми зонами в магазине, распределив по ним бренды и категории товаров с учетом пропускной способности точки и товарного оборота. Планировка также зависит от площади магазина, его ценовой категории и товарного ассортимента. Она должна обеспечить высокую проходимость, удобство ориентирования и передвижений для потока посетителей, а также хорошую просматриваемость товаров во всех отдельных зонах.

Зонирование торгового зала

Зонирование торгового зала

Выделяют три основные зоны в торговых залах розничных магазинов:
1. Входная зона — находится сразу же за входными дверями магазина. Это то место, где посетитель начинает переключать свое внимание и восприятие с того, что было на улице, на то, что находится в помещении. Входная зона должна располагать посетителей к покупке с первых же секунд, вызывать интерес и чувство комфорта. Поэтому здесь имеет смысл размещать наиболее привлекательные товары: новинки, сезонные и акционные, импульсного спроса, распродажи и спецпредложения.

2. Кассовая зона — бойкая, «горячая» зона, где покупатели массово простаивают в очереди на кассу, склонны рассеивать свое внимание на ненужные им, в общем-то, товары и совершать импульсные покупки. Здесь размещают стеллажи со сладостями, батарейками, зажигалками, салфетками, журналами и прочими популярными товарами импульсного спроса.

3. Зона основного потока — наиболее важная и значимая зона в торговом помещении, отвечающая за количество совершенных покупок основного ассортимента товаров. В особенности для магазинов с площадью более 100 кв. м. Чтобы она работала эффективно, используют маркировку, указатели и прочие визуальные средства для выделения и упорядочения основных маршрутных магистралей. Разные группы товаров размещаются в четко определенных местах, согласно их классификации — это товары:
+ постоянного спроса;
+ импульсного спроса;
+ периодического спроса.

Зонирование помещения: схема

Принципы зонирования для розничного магазина

Типы планировки торговых залов

Если показатель коэффициента установочной площади розничного магазина с напольным оборудованием колеблется в пределах 0,25 - 0,35, то планировка его торгового пространства считается удачной. Значит, что баланс соблюден — в магазине нет ни избыточного ассортимента, ни недостатка в торговом оборудовании. Вывести этот коэффициент легко: нужно площадь торгового оборудования разделить на площадь всего торгового помещения. В магазинах эконом-класса этот коэффициент будет большим, а в дорогих, элитных бутиках наоборот — гораздо меньше.

Всего в ритейле различают 3 самых базовых типа планировки: решетка, петля и лабиринт.

3 базовых типа планировки магазина

Крупные магазины как правило используют различные комбинации из сочетаний 2 или даже 3 вышеназванных типов планировки. Например:
+ Магазины одежды с большой торговой площадью удачно сочетают бутиковый тип с решеткой в определенных зонах.
+ Крупные продуктовые супермаркеты группируют торговое оборудование островного типа в «петли», а из пристенных стеллажей формируют «решетки».

Все большее количество товаров в современных розничных супермаркетах выносится на торговое оборудование островного типа, либо на низкоуровневые стеллажи округлой формы. Зоны с товарами удачно сочетаются с зонами для отдыха: бары, кафе, кофейни. Для фруктов / овощей формируют зону с планировкой по образу обычного продуктового рынка.

Как сформировать зону для фруктов и овощей

Выставить правильный коэффициент для установочной площади вам помогут основные показатели ваших продаж. Дополнительное оборудование может понадобиться, если коэффициент продаж низкий, уровень дохода посетителей — средний и ниже, и вы хотите улучшить текущее положение дел. Если же коэффициент продаж высокий — пересмотрите ассортимент, исключите плохо продающиеся товары.

Вместо вывода

Несколько принципов зонирования в магазине

Безусловно, подход к планированию торгового пространства должен быть индивидуальным для каждого конкретного магазина. Однако, если выделить общие принципы для планировки и зонирования в ритейле, выглядеть это будет так:
+ Проще = лучше. Простота — основной общий принцип для любого магазина. Чем понятнее и привычнее для покупателя расположение групп товаров — тем лучше будут продажи. Сложный дизайн интерьера лишь отвлекает от покупок.
+ Против часовой стрелки — таков привычный маршрут посетителей магазина. И схема расположения торгового оборудования не должно ему препятствовать.
+ Нужно обязательно спланировать основную магистраль движения клиентов.
+ Небольшая свободная зона у входа поможет посетителям быстрее «акклиматизироваться» внутри магазина после прихода с улицы.
+ Самые привлекательные товары размещаются напротив входа в магазин.
+ Магазинам с маленькой торговой площадью очень важна хорошая просматриваемость зала.
+ Популярные товары-«якоря» размещаются вдали от входа с тем, чтобы заставлять покупателей проходить через весь магазин.
+ Нужно учитывать прочие эргономические требования, вроде минимального места для удобного прохода покупателя с корзиной между стеллажами и так далее.

Читайте также

Выставки и другие мероприятия, на которые съезжаются компании разных масштабов со всех стран мира — это шанс для владельцев ритейлового бизнеса найти партнеров, посмотреть, как делают другие, собрать свежие идеи […]

10-12-2018

Выставки розничной торговли: где мы были и куда советуем поехать

«Ustor» завершил работу по оборудованию второго этажа торгового центра «Восторг». Его открытие стало одним из самых масштабных событий на рынке харьковского ритейла за прошедший год. Заказчик поставил перед компанией задачу, […]

18-04-2015

Оборудование торгового центра «Восторг»

В продуктовых магазинах много разных товаров, которые нужно грамотно продемонстрировать. Для этого владельцы подключают дизайнеров, разрабатывают концепции и заказывают стеллажи. Мы собрали самые интересные примеры конструкций от зарубежных ритейлеров и […]

10-04-2019

Примеры стеллажей для продуктовых магазинов